Печать
19
Июнь

Реформу здравоохранения придется корректировать

В июне Министерство здравоохранения совместно с Росстатом, по поручению президента РФ, должно проанализировать итоги двухлетней (2012 — 2013 годы) оптимизации учреждений здравоохранения. Планы по сокращению сети госучреждений здравоохранения и образования на 2014 — 2018 годы, в свою очередь, представит Минтруд. Цель этой работы — получить качественную «обратную связь» и понять, как эффективнее корректировать реформу отрасли.

ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕФОРМОЙ?

Здравоохранения касается примерно пятая часть поручений В.Путина, данных ведомствам по итогам ряда встреч с объединениями, состоявшихся в конце мая. Президент потребовал, чтобы переход отрасли на «эффективный контракт» контролировался профсоюзами, чтобы были определены максимально допустимые нагрузки медработников, а также, чтобы схема финансирования высокотехнологичной медпомощи (ВМП) в системе обязательного медстрахования (ОМС) была изменена.

Таким образом, стало ясно, что реформа здравоохранения, начавшаяся с активной покупки медтехники и продолжившаяся повышением зарплат, нуждается в корректировке.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ И МЕДИКОВ

На фоне растущего спроса населения на качественное здравоохранение медицинское сообщество сопротивляется ужесточению требований к медработникам, признал Экспертный совет при правительстве.

По мнению проректора ВШЭ, члена экспертного совета Льва Якобсона, повышение требований к работе врачей вызвано ростом зарплат медиков и беспрецедентными по объему бюджетными расходами на покупку медоборудования и ремонт медучреждений.

Сами медики при этом негативно восприняли идеи, касающиеся перехода на «эффективный контракт», а также дифференциации зарплат в зависимости от квалификации. При этом большинство не готовы повышать производительность труда в ответ на повышение жалованья, как не готовы пока и снижать долю совместительства.

Между тем министр здравоохранения В.Скворцова потребовала поднять зарплату медикам к 2018 году до 200%, чтобы довести её до уровня средней по экономике региона. Отдача пока не очевидна.

В то же время, исполнение майских указов в части повышения жалованья медикам — одна из самых проблемных тем на правительственных совещаниях с участием глав регионов. Некоторые, ссылаясь на дефицит средств, уже попросили отсрочить запланированный на 2015 год переход субъектов РФ на полную оплату тарифов за неработающее население в системе ОМС.

В докладе Л.Якобсона министру «Открытого правительства» Михаилу Абызову пишет, что это далеко не все вопросы, возникающие сегодня при обсуждении (в частности, на правительственном уровне) дальнейшего хода реформы здравоохранения.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДСТРАХОВАНИЯ — НЕ ПАНАЦЕЯ

Уже очевидно, что начавшийся переход отрасли на одноканальную систему финансирования здравоохранения — за счет Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) — даёт сбои.

Во-первых, выясняется, что далеко не везде пока перевод медучреждений на новую систему финансирования означает повышение зарплат медикам. Так, медики Мурманской области утверждают, что их зарплата даже близко не подошла к «средним» 55 тыс. рублей по региону. О падении заработков говорят и врачи ряда медучреждений Санкт-Петербурга.

Медперсонал жалуется на неравномерное распределение фонда оплаты труда — низкие доходы рядовых врачей, медсестер и санитарок против доходов заведующих отделениями и главных врачей. В прошлом году в Минздраве пообещали ввести ограничение максимальной зарплаты руководителей, но пока конкретных мер не принято.

Во-вторых, с 2015 года решено ввести бюджетное субсидирование ФОМСа — на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Денег, поступающих посредством системы ОМС, для этого оказалось недостаточно. Минздрав уже прописал эти изменения в проекте поправок к закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и Бюджетном кодексе.

Одновременно, в экспертном сообществе заговорили о возможном сокращении программы бесплатной медпомощи в системе ОМС — в связи со снижением бюджета фонда ОМС в 2015 году на 11,9 млрд. рублей, а в  2016-м — на 330 млрд. рублей.

ПРЕТЕНЗИИ К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Параллельно решению вопроса о возможной корректировке реформы отрасли Минздраву приходится отвечать на претензии, высказанные Счетной палатой в адрес государственной программы «Развитие здравоохранения» до 2020 года.

В частности, в докладе СП отмечается, что в документе нет или изменены около 20 показателей, в том числе такие как

«распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения»
«охват диспансеризацией подростков»
«распространенность ожирения среди взрослого населения»
«первичная инвалидность у детей»
«доля модернизированных лабораторий, соответствующих требованиям GLP»
«материнская смертность»

А «обеспечение системности организации охраны здоровья» перестало быть ключевой задачей госпрограммы, хотя еще в  2012-м именно она являлась таковой.

В Министерстве пообещали учесть замечания.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние комментарии